Справочник "Предприятия, товары и услуги Хакасии и Сибири"

Что нового в новом законе о госзакупках

В 22 марта Госдума в третьем чтении примет закон о Федеральной контрактной системе, который, в теории, должен исправить все недостатки нынешней системы госзакупок.

Москва. 21 марта. FINMARKET.RU - Воровство, бестыдство и обман - фирменные черты российской системы государственных закупок, что признают сами чиновники и контролирующие их органы. Казна переплачивает втридорога, государство получает некачественные услуги и товары, честный бизнес не может прорваться на перспективный и большой рынок.

Новый закон, который Госдума примет в пятницу в третьем чтении, по твердым заверениям властей, призванный извести все особенности национальных госзакупок, не сильно отличается от старого. После того, как чиновники и депутаты внесли в проект больше 500 поправок, он превратился в тоже, чем был и печально знаменитый 94-ФЗ, - компромисс между прекрасными намерениями и суровой реальностью.

Ключевые элементы архитектуры закона о Федеральной контрактной системе (ФКС,) о которых настойчиво говорили в Минэкономразвития, смягчены, отложены или отданы на откуп правительству, которое по своему усмотрению сможет устраивать общественные обсуждения и выбирать площадки для электронных торгов. Забрать у чиновников деньги тоже не получилось - Казначейство будет контролировать госзакупки, но не будет иметь никакого отношения к деньгам, оборачивающимся на электронных площадках.

История вопроса

  • В 2005 г. был принят написанный Федеральной антимонопольной службой пресловутый 94-ФЗ, с 2011 г., все закупки стали публиковать на едином сайте.
  • Закон постоянно критиковали и чиновники, и бизнес. С одной стороны, документ регулирует только систему размещения заказа, но не контролирует результат и позволяет проводить конкурсы под конкретного поставщика, с другой, по 94-ФЗ очень трудно заказывать, например, произведения искусства или научные разработки, потому что главный критерий выбора поставщика - цена.
  • В ноябре 2010 года президент Медведев поручил разработать новый закон. Этим вопросом занялись ФАС и Минэкономразвития, но ведомства не смогли прийти к компромиссу и написали два разных документа. ФАС усовершенствовало 94-ФЗ, министерство написало закон о федеральной контрактной системе, имея ввиду, что закон создаст принципиально новую систему госзакупок полного цикла.
  • В правительство в конце сентября 2011 года внесли оба законопроекта - и ФАС, и Минэкономразвития, - на совещании у премьера Путина решение было принято в пользу ФКС. Первое чтение в Госдуме законопроект прошел в июне 2012 года.
  • Второе чтение переносилось несколько раз из-за разногласий с кремлевскими юристами. В послании Федеральному собранию 12 декабря Владимир Путин попросил принять закон о ФКС как можно быстрее, в январе 2013 года об этом же депутатов попросил Медведев.

Между первой и второй

  • Главное изменение, которое вводит Федеральная контрактная система - контроль за госзакупками на всех этапах от планирования до реализации. В отличие от 94-ФЗ, который регламентировал лишь строгую процедуру закупки товаров и услуг, новая система должна была сделать публичными планы госструктур по закупкам на несколько лет вперед и ввести ответственность за результаты торгов, их аудит и приемку.
  • После первого чтения законопроект подвергся серьезным изменениям, превратившись в неубедительный компромисс между ФАС, Минэкономразвития, администрацией президента и бизнесом.
  • Изменилось даже название закона, теперь он называется "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Контроль и учет

  • Правительство о последней версии закона не только утвердит порядок отбора площадок, но и их число по итогам отбора. Эта норма позволит не допустить "размывания" закупок по неограниченному числу площадок, считает Минэкономразвития.
  • Учреждениям культуры, которые всегда испытывали трудности, работая с 94-ФЗ, разрешили использовать конкурс с ограниченным участием (выставлением высоких требований к компании) для реставрации объектов культурного наследия, музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.
  • Двухэтапный конкурс ввели для научных исследований, проектных работ, экспериментов по созданию инновационной продукции и для создания произведения литературы или искусства или их исполнения. При этом ко второму этапу допускаются все желающие.
  • Несмотря на слухи, общественное обсуждение не было удалено из закона. Для отдельных закупок оно обязательно. Их перечень устанавливает правительство. Муниципалитеты и регионы смогут включать в этот перечень дополнительные условия закупок. По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках.
  • Общественный контроль в целом осуществляют граждане, общественные объединения и НКО. Они могут направлять свои предложения и жаловаться в правоохранительные органы и суд. В 2014 и 2015 годах обязательное общественное обсуждение закупок проводится в случае, если цена контракта превышает миллиард рублей.
  • Можно заключать контракты "жизненного цикла" в случаях, установленных правительством. Цена будет устанавливаться исходя из расходов на поставку, обслуживание, ремонт и утилизацию объекта закупки.
  • Открытый конкурс теперь должен проводиться в 20, а не 30 дней. Если он признан несостоявшимся, то срок продлевается сначала на 5, потом на 10 дней при увеличении цены на 10 %. Только после этого можно заключить контракт с единственным участником конкурса.

Слушать закупки

Централизовать систему закупок власти хотели, чтобы упростить покупку товаров и услуг для школ, больниц или детских садов на уровне регионов или муниципалитетов. Передача полномочий позволит не проводить множество одинаковых процедур. Ко второму чтению появилось несколько способов централизации:

  • Главенствующее учреждение для подведомственных может определять поставщика;
  • Оно может выбрать поставщика, заключить контракт и принимать результат;
  • Выбрать среди подведомственных учреждений одно или несколько, которые будут определять поставщика или даже заключать контракты и принимать результаты.
  • До 1 января 2016 г. централизация закупок является правом органов власти, а с 1 января 2016 г. - обязанностью.
  • Бюджетные учреждения также смогут пользоваться законом о закупках госкомпаний (223-ФЗ), если они собираются раздать полученные ими гранты или заработанные деньги, а не средства из казны.
  • Регионы и муниципалитеты самостоятельно могут утверждать, как вести планы закупок и что туда включать. Это позволит учитывать специфику регионов, но основа у документации будет единой.
  • Изначально все госструктуры должны были расписывать закупки на три года, а теперь и на год - в зависимости от особенностей бюджетного планирования муниципалитетов и регионов.

Контроль закупок

Долгое время стороны не могли решить, кто из ведомств что именно будет контроливать. Планировалось, что это определит правительство дополнительными подзаконными актами, но к итоговому чтению появился такой вариант:

  • ФАС отвечает теперь за все законодательство, за исключением контроля, отнесенного к компетенции других органов;
  • Федеральное казначейство, финансовые органы регионов и муниципалитетов - за соответствие всех сведений об объемах финансового обеспечения и идентификационные коды закупок,
  • Органы внутреннего финансового контроля - за законность исполнения расходов бюджетов, достоверность их учета, обоснование максимальной цены контрактов, применение заказчиком мер ответственности к поставщику, за учет принятых товаров и услуг.
  • Государственные органы, "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы ведут ведомственный контроль за заказчиками, а заказчики обязаны контролировать своих поставщиков.

    Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/

Материал предоставлен Финмаркет.


comments powered by HyperComments